Інформація для батьків
Влияние компьтерных игр на психику подростков
(составитель Неруш Я.В.)
В наше время почти в каждой семье есть компьютер. Если раньше компьютер был непозволительной роскошью, то сейчас он является скорее необходимостью. Его используют для выполнения различных операций, таких как набор текста, поиск необходимой информации, выполнения различных работ в графических редакторах и т.п. Дети и подростки , как правило, используют компьютер для развлечения, то есть для игры в компьютерные игры. С компьютерной игрой человек взаимодействует , в отличии от фильма, книги или представления. Он не просто зритель или читатель, а участник действия. Это, как не взглянуть, влияет на него, тем более в данный момент, когда игры достигли того, что по ним проводятся соревнования, в которых команды игроков сражаются за большие денежные призы, проводятся ежегодные мероприятия с миллионами зрителей, на которых эти самые игры представляют. Игры – это отдельная большая индустрия, которая сравнялась с индустрией кино, печати и так далее.
Многие учёные, анализируя это влияние, рассматривают его как двойственное: с одной стороны, некоторые игры формируют зависимость, способствуют отстранению от общественной жизни, могут вызывать чувство одиночества. С другой — компьютерные игры в разной степени развивают координацию и сосредоточенность, сообразительность, логическое мышление, творческие способности.
Положительное влияние
Для начала рассмотрим положительное влияние компьютерных игр. Не все компьютерные игры одинаковы, они различаются по жанру: шутер, различные симуляторы, аркады, квесты, ролевые игры, многопользовательские игры, требующие подключения к интернету и стратегии. Жанры аркада и симулятор просты и мало влияют на психику, так как сделаны для всех и являются казуальными. В любой операционной системе от компании Microsoft есть стандартный набор игр, например сапер, пасьянс, солитер. Они развивают логическое мышление и терпение. Квесты развивают внимательность, так как в играх данного жанра игрок должен искать решения к сложным или простым задачам. В стратегиях игроку дается, например государство, которое он должен развить с нуля, пытаясь раздобыть нужные для этого средства и ресурсы. Данный жанр игры помогает человеку грамотно использовать свой бюджет, развивает навыки предпринимательства. Вышеперечисленные игры имеют, как правило, легкое содержания имея цензуру. Еще есть сложные командные игры-головоломки где группе человек приходится решать очень сложные задачи используя весе их способности и синхронизируя действия.
Отрицательное влияние
Теперь перейдем к отрицательной стороне компьютерных игр. Каждая игра имеет свой возрастной рейтинг от 0+ до 18+ , но, чаще всего родители либо не знают об этом, либо не обращают внимания на это и их дети спокойно играют в игры, в которые им играть не стоит. Они играют в игры содержащие сцены насилия, сексуальные сцены и нецензурную лексику. Это обычно игры жанра шутер и ролевая игра. Такие игры оказывают негативное влияние на развитие личности и психику детей и подростков.
Исследования показывают, что у подростков, увлекающихся компьютером, получены более низкие показатели интересов в гуманитарной области (музыка, искусство, литература), подростки из «компьютерной» группы меньше читают и мастерят. Кроме того, они больше смотрят видео и телевизор и, как это ни парадоксально, больше занимаются спортом.
Зачастую, различные печатные и медийные издания, обвиняют компьютерные игры во многих подростковых проблемах, таких как агрессия, склонность к насилию, замкнутость, но даже многочисленные социологические исследования не могут с точностью утверждать, что это так.
Психологи не отрицают негативного влияния компьютерных игр на детей, но не считают это основной проблемой. «Корень» проблемы это родители, точнее, их безразличие к тому, чем живет их ребенок, чем он занимается и в какие игры он играет. В таком случае компьютерные игры выступают как средство преодоления внутренних проблем и переживаний, которые лежат в области семейных отношений и отношений с постоянным окружением. Например, дети склонные к полноте, обычно проводят много времени за компьютером т.к. как правило, такие дети подвергаются насмешкам сверстников, а компьютер в данном случае является средством компенсации.
Чем больше времени ребенок пребывает в виртуальном мире, тем больше он забывает каково это общаться в реальном мире с реальными людьми. Нахождение в игре для них легче и удобнее, там они не дети с проблемами, а могучие, бесстрашные и властные личности. «Застревая» в таком мире дети начинают испытывать проблемы с самоидентификацией, которая может привести к такой серьезной проблеме как раздвоение личности.
Родители часто начинают бороться с проблемой, которая уже находится в «запущенном» состоянии и не постепенно, а принимая радикальные меры, отбирая у своих детей компьютеры или другие гаджеты, на которых они играют, что приводит к нервным срывам, большим разногласиям в семье, к злости и агрессии ребенка.
Помимо всего этого возникают и физиологические проблемы, такие как сколиоз, так как ребенок постоянно ведет сидячий образ жизни. Часто возникают головные боли, несоблюдение личной гигиены и недостаток сна из – за стремления проводить все время в игре.
Исходя из всего выше написанного, можно сделать вывод, что родители детей и подростков должны больше уделять внимания ребенку, интересоваться его жизнью, помогать справляться с личными проблемами, а также контролировать, в какие игры играет их ребенок, устанавливать лимит времени, проводимого за компьютером и сделать подобное времяпровождение, в своем роде, неким бонусом за хорошее поведение, оценки и помощь по дому.
Библиографический список:
1. Зимина К. И. Положительное влияние компьютерных игр на развитие подростков [Текст] / К. И. Зимина // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 43-45.
Загальні рекомендації батькам щодо правил безпеки та можливості отримання допомоги
в період конфлікту в Україні
- Говоріть з дітьми про події, які відбуваються в Україні. Утримуйте рівновагу та емоційній спокій.
- Заохочуйте дітей розповідати про свої проблеми.
- Виявляйте проблемі спілкування та взаємодії дитини в колективі та заохочуйте звертатися до практичного психолога.
- Порадьте дітям отримувати інформацію з різних джерел, аналізувати і зіставляти ії.
- Старайтесь знизити емоційне сприйняття отримуваної інформації.
- Помірковано ставтеся до благодійних внесків.
- Підкажіть своїм дітям, як вони можуть допомогти однокласникам, які потребують допомоги в адаптації до нових соціально-політичних умов.
Склав практичний психолог Неруш Я.В. на основі методичних рекомендацій
“Правила безпеки та можливості отримання допомоги в перід конфлікту в Україні” Київ, 2014 р
Нравственное воспитание подростков в семье
Почти все проблемы взрослой жизни – из далёкого отрочества. Многие родители делают ошибки, полагая, что ребёнок уже почти вырос и не требует особого внимания. Это глубокое заблуждение. Подросток требует внимания и контроля со стороны взрослых куда больше, чем малыш детсадовского возраста. Несмотря на внешний вид, он ещё не взрослый, поэтому вести себя с ним надо соответственно. Надо помогать подростку разбираться в реалиях жизни, чтобы ответы на очень важные жизненные вопросы он искал не во Всемирной паутине, а у своих родителей. Формируйте его вкусы, но не навязывайте своего мнения в авторитарной форме. Далее мы поделимся советами, которые дали психологи по воспитанию подростков.
(http://vse-sekrety.ru/941-vospitanie-podrostka-sovety-psihologov.html)
- Подростком можно и нужно управлять. Не следует родителям играть в демократию с детьми, но и жёсткая диктатура тоже будет лишней. Выбирайте путь диалога. Этим вы сможете держать ситуацию под контролем.
- Всегда старайтесь узнать, с кем общается ваш ребёнок, какие проблемы его волнуют, какую музыку он любит слушать, какие фильмы ему нравятся, а также какими сайтами интересуется в Интернете. Также заглядывайте иногда на страничку в социальной сети ребёнка, она вам расскажет куда больше чем сам ребёнок.
- Не спешите давать резко негативную оценку вкусам подростка, иначе он замкнётся в себе, и вам трудно будет вновь наладить с ним контакт. Молодёжные вкусы быстро меняются, и, если вы сделаете вид, что вас это не шокирует, то подросток сам быстро от этого отойдёт.
- С подростком надо постоянно и много разговаривать, чтобы он не чувствовал себя потерянным и одиноким в этом мире.
- Подростку свойственны резкие перепады настроения, ведь ваш ребёнок переживает гормональную встряску. От вас потребуется максимум снисходительности и понимания
- Нельзя прощать только откровенной грубости. Будьте внимательны и к его поведению. Не закрывайте глаза на факт, что в школе употребляют наркотики, уверяя себя, что сын – наркоман или дочка – наркоманка бывают только у других.
- Следите за своей речью в присутствии подростка. Вы – взрослые люди, с устоявшимися взглядами, и то, что вы сказали «в сердцах», не подумав, может отложить огромный отпечаток в душе подростка и иметь серьёзные последствия.
- Не сплетничайте, не злорадствуйте и не жалуйтесь на жизнь. Не надо взваливать на хрупкие плечи подростка проблемы внутрисемейных отношений. Некоторые родители (особенно, матери-одиночки), любят вызывать жалость, склоняя подростка на свою сторону. Этого категорически делать нельзя. Мать в глазах подростка должна выглядеть сильной морально, уверенной в себе и любящей жизнь.
- Не забывайте, что большой процент суицидов приходится именно на подростковый возраст, и этому нередко способствует нестабильная обстановка в семье, подавленность и растерянность. Будьте оптимистами, и ваш ребёнок поймёт, что действительность не так уж и страшна, что любые проблемы решаемы, когда рядом есть любящие и понимающие родители.
Стили семейного воспитания (отклонения)
(составитель практический психолог Неруш Я.В.)
Личко А.Е., Эйдемиллер Э.Г.
Гипопротекция.
Недостаток опеки и контроля. Ребенок без надзора. Нет интереса к делам ребенка, неухоженность, нет физической заботы. Невключенность детей в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенности потребности в любви и привязанности.
Доминирующая гиперпротекция. (гиперопека)
Повышенное, обостренное внимание и забота, чрезмерная опека и мелочное контрольное поведение, слежка, запреты, ограничения. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Приводит либо к эмансипации либо к безынициативности и неумению постоять за себя.
Потворствующая гиперпротекция.
Воспитание кумира семьи. Ребенка стремятся освободить от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальным успехам и требуют такого же восхищения от других. Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремление к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.
Эмоциональное отвержение.
Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда жестко обращаются. Родители считают его обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Часто встречаются скрытое эмоциональное отвержении: родители завуалирывают реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль наиболее отрицателен.
Жестокие взаимоотношения.
Срывают зло на ребенке, применяют насилие – открыто. Стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности – скрыто.
Повышенная моральная ответственность.
От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту.Игнорирую интересы и возможности ребенка возлагают на него ответственность за благополучие взрослых. Ему насильно приписывают роль «главы семьи» Родители рассчитывают на особое будующее ребенка, а ребенок боится их разочаровать.
Болдуин А.
Стили родительского воспитания (норма)
Демократический.
Высокая степеньвербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стемление к снижению субъективности в видении ребенка.
Контролирующий.
Существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования могут быть жесткими, но предъявляются постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.
Захаров А.И. Спиваковская А.С.
Требования к родительской позиции:
- Адекватность – умение видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать изменения.
- Гибкость – перестройки воздействия на ребенка по ходу еговзросления.
- Прогностичность – не ребенок ведет за собой родителей, поведение родителей должно опережать появление новых психических и личностных качеств
В дисгармоничных семьях дети могут иметь роли:
- «Козел отпущения» – проблемы решаются за счет ребенка. Отвод эмоций за счет ребенка
- «Любимчик» – когда родители не испытывают друг к другу чувств и эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной любовью к ребенку
- «Бэби» – вытесняется из семейной общности, раз и на всегда ребенок. При сильной близости родителей друг к другу
- «Примиритель» – регулирует и устраняет семейные конфликты